Диаграмматика

Моё основное методологическое изобретение, которое позволяет объединить структуру речи клиента, ее аналитические интерпретации и простой математический аппарат диаграммной техники. Диаграмматика есть мост не только между теорией и практикой, но и между психоаналитическими категориями и чистыми математическими абстракциями. Диаграммы решают проблему протоколирования речи клиента как первичного экспериментального материала. Одновременно диаграммы позволяют выявлять маркеры-мишени скрытых психических уязвимостей и предрасположенностей, что открывает прямой путь к различным экспериментам в психоанализе.


Суть диаграмматического подхода состоит в том, что 1) на основе свободной речи клиента с помощью простых правил строится диаграмма, 2) на диаграмме выявляются определенные узоры, 3) каждый узор играет роль диагностического маркера и одновременно мишени, 4) для каждого узора существует свой способ локально повысить эффективность психоанализа. Разберем каждый пункт подробнее.


Правила диаграммирования


Шаг 1. Составляется список тем, наиболее актуальных и проблемных для клиента. Список может впоследствии корректироваться. Составление списка - отдельная задача, содержащая ряд методологических нюансов, однако в большинстве случаев решение ее тривиално и, некоторым образом, самоочевидно. Как правило, клиент сам перечисляет наиболее актуальные для него проблемы в течение первых же сеансов.


Можно использовать способ Выготского, предполагающий разложение не на элементы, но на единицы. Единица сохраняет свойства целого. Так, выделяемая из нарратива актуальная тема может стать самостоятельным и единственным содержанием свободной речи клиента.


Тема, попавшая в список актуальных и сохраняющая свойства целого нарратива, называется представлением. Мы говорим, что представление актуально (актуализировано, находится в сознании), если в данный момент соответствующая тема высказывается клиентом.


Шаг 2. В свободной речи клиента представления сменяют друг друга. Мы фиксируем порядок их актуализации и выделяем устойчивые и статистически значимые переходы. Так, если клиент почти всегда после рассказа о проблемах на работе переходит к рассуждению о смысле жизни, то мы должны нарисовать линию со стрелкой от представления "работа" к представлению "смысл жизни". Или, другой пример, рассказав о конфликтах с матерью, клиент примерно в половине случаев начинает рассказ о конфликтах с отцом, в остальных случаях (с точностью до статистической погрешности) - о работе. В этом случае на диаграмме мы увидим две линии со стрелкой: от представления "мать" к представлению "отец", от представления "мать" к представлению "работа".


При этом мы абстрагируемся от большинства стилистических и "технических" перехода. Одна тема может сменить другую постепенно, в рамках нарративной логике, через цепочку свободных ассоциаций или вообще без каких-либо переходных процессов ("смена кадра"). Исключения составляют три большие группы случаев: аффект, вихрь, сопротивление.


Аффект подразумевает бурное проявление эмоций или, в более общем случае, наблюдаемую психосоматическую реакцию на одновременную актуализацию двух представлений. Например, клиентка спокойно рассказывает о супруге и нейтральным (почти отстраненным тоном) рассказывает о свекрови. Однако, как только эти две фигуры помещаются в один контекст или каким-либо иным образом синергируют в рассказе, - следует эмоциональный взрыв.


Аффект можно сравнить с высеченной искрой при соударении двух представлений. Поэтому на диаграммах аффект изображается волнистой линией без стрелки, соединяющей два представления. Аффект также может возникать при быстрой смене представлений: в этом случае он все равно рассматривается как взаимодействие, а не переход. Корректность последнего допущения получило подтверждение в дальнейших исследованиях.


Сопротивление характеризует переходы, осуществляемые с видимым (нередко - прямо артикулируемым) усилием со стороны клиента. В соответствии с классическим психоанализом, сопротивление указывает на представления, доступ сознания к которым затруднен. Однако в нашей неоклассической трактовке сопротивление характеризует не само представление, но "подступы" к нему. Наблюдения показывают, что часто нет корреляции между событиями вида "переход от А к В отягощен сопротивлением" и "переход от С к В отягощен сопротивлением". Более того, каждый из переходов от А к В может быть сопровождаться разной степенью сопротивления. С другой стороны, крайне редко наблюдается "промежуточный вариант" (когда переход от А к В сопровождается сопротивлением с вероятностью, заметно отличной от нуля и от единицы). То есть если переход отягощен сопротивлением, то эта отягощенность носит доминирующий характер. Переходы с сопротивлением обозначаются так же, как обычный переход, но с жирной точкой после стрелки.


Вихрь объединяет несколько представлений в повторяющуюся секвенцию, единственный смысл которой заключается лишь в самом факте повторения. Это прямое обобщение таких феноменов, как "мыслительная жвачка", мантры, паническая свирель при anxietas tibiarum. После прохождения вихря, то есть актуализации нового представления, вихрь еще некоторое время звучит угасающим эхом в сознании или речи. Внутри вихря возможны незначительные флуктации очередности вида 1-2-3-4-1-2-4-3-1-2-3-2-4-1... где цифрами обозначены представления - элементы вихря.


Вихрь на диаграммах обозначается спиралью (для удобства восприятия допускается обводить спираль окружностью). Вихрь, будучи композицией представлений, считается представлением, он учитывается в переходах, для него высчитываются и изображаются на диаграмме соответствующие статистические значимые переходы.


В ряде случаев (например, для оценки тревожности или хронотичности клиента) имеет смысл учитывать так называемое вихревое сопротивление, когда переход между представлениями отягощен нагромождениями однородных членов, уточняющих конструкций и прочих "вихреподобных" структур. Вихревое сопротивление обозначается небольшой спиралью около стрелки, изображающей соответствующий переход.


Если несколько представлений актуализируются одновременно, а переходы между ними превращаются в самостоятельный предмет нарратива, то мы говорим о застое. Застой - это химера, созданная с помощью создания избыточных (относительно реальности) связей между представлениями. Связи носят, как правило, творческий или паралогический характер. Актуализация застоя сопровождается общей заторможенностью клиента, он как будто созерцает сказанное со стороны так, как будто нарратив спроецировался в реальность, стал произведением искусства. Это еще одно свойство застоя - будучи избыточным по отношению к реальности, он "вызывает" желание воплотить его в реальность. Будучи композицией представлений, застой сам является представлением, обозначается черным кругом, для него рассчитываются и изображаются соответствующие переходы. Как и в случае вихря, анализ элементов застоя не дает никакой информации о смысле застоя как целого. Единственный смысл (функция, если угодно) - это амальгамирование представлений, независимо от содержания каждого из них.


Шаг 3. Результатом первых двух шагов является диаграмма: формализованная статистическая свертка протокола свободной речи клиента. Алфавитом формализации является весьма ограниченный набор элементов: окружность (представление), черный круг (застой), спираль (вихрь), плавная линия со стрелкой (обычный переход), линия с точкой и стрелкой (переход с сопротивлением), волнистая линия (аффект). Несмотря на "скромный" набор базовых элементов, диаграммы довольно разнообразны. Однако, работая с диаграммой, необходимо прежде всего обратить внимание на узоры, значение которых хорошо исследовано: как теоретически, так и практически. Практическое исследование подразумевает, главным образом, поиск корреляций между появлением определенного узора и определенной симптоматикой. В течение последних пяти лет мы собирали экспериментальный материал, который позволил обнаружить узоры, характерные (указывающие) на классические психоаналитические диагнозы: истерия, фобия, навязчивость. Также были обнаружены диаграмматические маркеры агрессивных и эротивных влечений, тревожности. Отдельно стоит отметить узоры, соответствующие акцентуациям и психопатиям.


Таким образом, третий шаг состоит в поиске на диаграмме узор из составленного нами "бестиария". Здесь раскрывается диагностическая ценность диаграмм. Например, обнаружив у клиента несколько агрессивных влечений, можно уверенно говорить о высоком уровне агрессивности и затем, используя стандартную психоаналитическую конфронтацию, проработать агрессию. Отличие от обычного психоанализа состоит в том, что с помощью диаграмм мы определяем мишень конфронтации. Мишенью являются те представления, которые входят в маркерный узор. То есть узор на диаграмме является одновременно и маркером проблемы, и мишенью, и указанием на способ воздействия на мишень.