Представление

#Представление - универсальный дискретный единичный объект.


V1. Объект психики или психического содержания - можно не добавлять. Просто объект как единица области исследования или моделирования.


V2. Дискретный - можно отличить одно представление от другого, оперировать множествами различимых представлений.


V3. Универсальный - "всё есть представление". Представленные мысль, воспоминание, образ, слово, желание - в рамках психоанализа это объекты одного и того же класса.


V4. Единичный, потому что за представлением "скрывается" сложные нейропсихологические механизмы, но все они лежат за пределами нашей области интересов. Мы не разлагаем представление на составные части, не рассматриваем его генезис. Несколько представлений могут создавать композицию, которая сама есть представление. И ко всей композиции применимы все те процедуры и методы, которые применимы для "простого" представления. Собственно, поиск и изучение композиций позволяет не отличать "простые" представления от "сложных". Успехом (теории и моделирования) считается такое понимание динамики определенной композиции, что всюду (на всех диаграммах, во всех моделях) ее можно заменить на одно представление с известными свойствами.


Наиболее содержательно различие между элементарностью и единичностью раскрывается в [Выготский Л.С. Мышление и речь // Национальное образование, М.: 2019, с. 27-29]:


Нам думается, что следует различать двоякого рода анализ, применяемый в психологии. Исследование всяких психологический образований необходимо предполагает анализ. Однако этот анализ может иметь две принципиально различные формы … Первый способ психологического анализа можно было бы назвать разложением сложных психологических целых на элементы. Его можно было бы сравнить с химическим анализом воды, разлагающим ее на водород и кислород. Существенным признаком такого анализа является то, что в результате его получаются продукт, чужеродные по отношению к анализируемому целому, - элементы, которые не содержат в себе свойств, присущих целому как таковому … С исследователем … происходит совершенно то же, что произошло бы со всяким человеком, который в поисках научного объяснения каких-либо свойств воды, например, почему вода тушит огонь, … прибег бы к разложению воды на кислород и водород как к средству объяснения этих свойств. Он с удивлением узнал бы, что водород сам горит, а кислород поддерживает горение, и никогда не сумел бы из свойств этих элементов объяснить свойства, присущие целому. … Нам думается, что решительным и поворотным моментом … является переход от этого анализа к анализу другого рода. Этот последний мы могли бы обозначить как анализ, расчленяющий сложное единое целое на единицу. Под единицей мы подразумеваем такой продукт анализа, который в отличие от элементов обладает всеми основными свойствами, присущими целому и который являются далее неразложимыми живыми частями этого единства. Не химическая формула воды, но изучение молекул и молекулярного движения является ключом к объяснению отдельных свойств воды. Так же точно живая клетка, сохраняющая все основные свойства жизни, присущие живому организму, является настоящей единицей биологического анализа».

V0. В рамках диаграмматического формализма представление определяется и изображается как "шарик" (окружность, круг, колобок, узел диаграммы, реже - точка), то есть как формальный символ, базовый кирпичик любого узора.


V-V. Представления взаимодействуют между собой, то есть обмениваются либидо, влияют на динамику друг друга, Многообразие вариантов взаимодействия объясняет, как система из небольшого числа представлений способна демонстрировать (обуславливать) сложную психическую деятельность.


Практика

Единственный экспериментальный источник знания о представлениях - свободная речь клиента. В течение первых сеансов клиент, как правило, сам перечисляет наиболее актуальные темы. Каждая тема занимает значимое место в нарративе, то есть можно сказать: "в течение такого-то времени клиент рассказывал о таком-то представлении" или "такое-то представление или представления были актуальны".


Различение второстепенных упоминаемых объектов (деталей нарратива) и представлений - отдельная задача. Как правило, в каждом конкретном случае решить ее не составляет труда. Однако формулировка и проверка обобщенных критериев (что в нарративе можно или же нельзя считать отдельным представлением) видится преждевременным этапом, ибо требует накопления крайне обширного практического материала.


В качестве предварительного решения можно предложить следующий критерий. Из потока свободной речи произвольно выбирается тема. Составляется список слов-маркеров, означающих актуализацию этой темы, - семантическое поле представления. Аналогичным образом составляются семантические поля остальных представлений. Измеряется характерное время актуализации темы. Клиенту предлагается рассказать о представлении. Если в течение ранее измеренного характерного времени клиент свободно рассказывает о данной теме, не используя слов из семантического поля других представлений, то данная тема считается представлением. Процедура повторяется для остальных тем-кандидатов. Описанная процедура обладает тем недостатком, что подразумевает требования не к отдельному представлению, но к множеству семантических полей (точнее - к их сепарабельности).


Более простой критерий - содержательный рассказ или рассуждение на данную тему не вызывает у клиента видимых затруднений. То есть клиент способен свободно сделать данную тему полноценным предметом высказывания, свободной речи.